Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 03:25

Сайт учителя Ковшар Ирины Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Планы уроков [3]
В данном разделе содержатся планы уроков, проведенных по программе школы VIII вида
Внеклассная работа [2]
В данном разделе представлены материалы для проведения классных часов, общешкольных праздников и т. п.
Дидактические материалы [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Планы уроков

План урока развития устной речи

Урок развития устной речи

 

 

Класс: 1  

 

Тема.  Овощи. Помидор

 

Тип урока: комбинированный

 

Цель урока: расширить представление учащихся об овощах (огурце, моркови, помидоре и др.),  капусте, их признаках; активизировать в речи учащихся слова  на  данную тему

 

Задачи:   

 Образовательные:

- активизация знаний  учащихся по теме «Овощи» (полученные во время обучения в подготовительном классе)  -  обогащение знаний первоклассников по теме «Овощи»;

 

                 - уточнение значений прилагательных круглый, овальный,  усвоение правил их       употребления (согласование сущ. и прил. в роде числе падеже);

 

               -  развитие  умения учащихся  различать обобщающие понятия  «овощи» -  

               «фрукты»,  относить знакомые им овощи и фрукты к соответствующей     группе;

 

                  - на основе  более подробного знакомства с помидором формировать  умение   

             определять и называть        цвет, форму,   вкус овоща;

 

 

 

Коррекционно - развивающие:

 

           -  развитие артикуляции;

           -  развитие восприятия детьми целостного облика предмета, умения сравнивать предметы по форме.

 

 

Воспитательные:

 

           - воспитание мотивации к учению;

           - поддержание у детей   интереса к окружающему миру.

 

 

 

Реализуемые на уроке принципы коррекционного обучения

 

        - принцип воспитывающей и развивающей направленности;

        - принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

        - принцип доступности;

        - принцип преемственности в процессе обучения;

        - принцип индивидуализации 

 

 

 

Оборудование:

 

1.       Худенко Е. Д., Кремнева С. Н.  Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 1 класс.- М.: АРКТИ, 2005.- С. 30 – 31, 34 – 35.

2.       Фото «Осенний дуб»

3.       Демонстрационные сюжетные рисунки на тему «В огороде», «Покупки»

4.       Демонстрационные карточки с предметными рисунками на тему «Овощи и фрукты»

5.       Наборное полотно

6.       Демонстрационная карточка с изображением геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник)

7.       Раздаточный геометрический материал, сделанный из цветного  картона

      8.    Карточки-задания для дидактической игры «Четвертый лишний»

9.    Цветные карандаши

10.   Две плетеные корзины

11. Помидоры разного цвета, формы, величины

12. Столовые приборы: тарелочки, нож

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.     Организация начала урока

 

 

  1. Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка организации рабочих мест.

 

                          Учитель:            Всех  звонок сзывает в класс.

                                                     Он спросить желает вас:

«А на парте все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?»

Все друг другу улыбнитесь!

  Дети, здравствуйте! Садитесь.

 

 

 

 

  1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе, тренировка голоса, слуха

 

                Упражнения «Жало» 

                                      «Проколю щеку»

                                      «Почистим зубы» 

                                      «Лодочка»

                Фонетические упражнения:  

                               «Пчелка» (з-з-з)

                               «Жук» (ж-ж-ж)

                                     «Собачка» (р-р-р)

                                     «Трактор» (д-р-р)

                Чистоговорка:    

                                     Ахи, ахи, ахи, ох –

                                    Маша сеяла горох.

(повторяется 3 раза;  при повторном  проговаривании чистоговорка сопровождается

громкими    ритмичными хлопками, в 3-й раз – тихими хлопками)

 

 

 

 

2.     Актуализация опорных знаний, формирование познавательных мотивов

 

 

  1. Беседа по рисунку «В огороде»              

 

 - Что осенью делают люди в садах, огородах? (Собирают урожай)

         - В садах созрели фрукты. А что выросло к осени в огородах? (овощи)

         - Что вы видите на этом рисунке?

         - А какие еще овощи вы знаете?

 

      2. Работа с учебником (рассматривание рисунков, беседа по ним)

               - Какие овощи нарисованы на с. 34 в вашем учебнике? (лук, помидор, огурец, морковь).

               -  Какие из них вы ели?

                - Какие из этих овощей вам  нравятся по вкусу?

 

3. Беседа по рисунку «Покупки»

 

             (Учитель  привлекает внимание учеников к   сюжетному рисунку   и сопровождает показ беседой с детьми, заостряя внимание на правильном произношении слов)

            -Эту девочку зовут Рая.             Как зовут девочку?

            - Мама Раи ходила в   магазин.              Куда ходила мама Раи?

            - В  магазине она купила овощи и фрукты.              Что купила мама? (Слова «овощи, фрукты» произносятся четко, по слогам)

            - Мама выложила овощи и фрукты на стол. Вот так. (учитель раскладывает на

             демонстрационном столе  предметные картинки  на тему  «Овощи и фрукты» )              

            -Что выложила на стол мама?              Назовите эти овощи и фрукты. (учитель    

           поочередно поднимает карточки,   дети               называют. При затруднении   

  

        учитель помогает  ученику, отмечая для себя уровень               знаний первоклассников.)

           - Но Рая не знала,  что здесь овощи, а что - фрукты.             А вы знаете? Сможете помочь Рае?

 

 

4. Дидактическая игра «Помоги Рае»

  

           - У меня есть красивая корзинка для овощей.              Что у меня есть? Для чего нужна корзинка?

             - Давайте в эту корзинку положим овощи для Раи.              Положим в корзинку только овощи.              Будем класть овощи в корзинку и называть их.              Говорите четко, громко, чтобы Рая хорошо расслышала и запомнила.

 

(Ученики по очереди выходят к столу, берут одну из предварительно перевернутых изображением вниз карточку, называют,  что на ней изображено,  и определяют, овощ это или фрукт. Учитель следит, чтобы первоклассники правильно передавали слоговую структуру двух- и трехсложных слов. Вслед за учеником, стоящим у  доски, название овоща, фрукта повторяет по слогам  хором весь класс. Изображения овощей кладутся в   корзину, фруктов –   рядом, на стол. Детям, которые испытывают затруднения,  ненавязчиво оказывается помощь   учителя, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах.)

 

5. Физкультминутка

 

Мы корзиночки возьмем

(делают вид, что берут в руки корзинки),

Дружно в огород  пойдем

(шагают на месте, потом проходят в часть класса, предназначенную для отдыха),

Наберем мы овощей

            (наклоняются, делают вид, что  собирают овощи с грядок)

            И наварим вкусных щей.

 

            Учитель:  А теперь уставшие огородники сядут на скамейку (диван) и отдохнут. 

            Подышите свежим воздухом. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, затем -   

            выдох (3 раза).

 

  1.  Беседа по предметным картинкам «Овощи»  

      Активизация в речи учеников существительных, обозначающих названия овощей,  

      прилагательных, обозначающих цвет

 

   - Что лежит в корзине? (учитель показывает на корзину с карточками «Овощи»,

  вынимает карточки из корзины,  расставляет их на наборном полотне, по очереди  

  указывает на карточки и  беседует со всеми учениками по очереди)

- Как называется этот овощ?  Какого он цвета? Послушайте, как я скажу: огурец зеленого цвета. Повторите так же. 

- Поднимите все карандаш такого же цвета.

 -Какого цвета карандаш у вас в руке? (н-р,  зеленого цвета)

   (Называются поочередно овощи и красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета овощей).

 

3.      Усвоение новых знаний, выработка умений и навыков

 

  1. Работа   над определением формы овощей с помощью геометрического раздаточного материала

 

- Какую форму имеют наши овощи?

  -Посмотрите на эту карточку (карточка с изображением основных геометрических форм)

-  Найдите у себя в конверте такие же фигуры, разложите их на парте, на листе бумаги, 

  так же, как у меня на карточке. Где положим круг: вверху или внизу, справа или слева? (И т. д.)

- Назовите мне фигуры, которые лежат у вас на парте.

 -Правильно, это круг. Овощи могут иметь круглую форму? (и т. д.) 

 -На что по форме похож огурец? (на овал)  Найдите у себя   на листе овал, покажите мне. Что у вас в руках? (овал)

- А какую форму имеет помидор?  Какой  помидор? (помидор круглый)

- Покажите мне круг.

- Огурец и помидор - одинаковые по форме или  разные?

- Положите овал на круг. Овал сверху. Фигуры одинаковые или разные?

- Помидор – овощ необычный. Он может иметь и круглую, и овальную форму.    Поднимите круг и овал.

 

2. Работа с учебником. Рассматривание рисунков (изображения помидоров разных по форме и                 величине)

 

3.  Беседа по рисункам в учебнике

 

 -Что  нарисовано на правой странице  в вашем учебнике (с. 35)?  (Учитель обращает внимание на правильное употребление грамматической формы множественного числа – «помидоры»)

-Один помидор или много помидоров

-Какого цвета помидоры? (помидоры красные)

-Эти помидоры разные по форме или одинаковые?

-Здесь нарисованы круглые и овальные помидоры

           - Какие помидоры нарисованы в вашем учебнике? (круглые и овальные);

 

4.  игра «Лото» с привлечением геометрического материала

      

       - Поднимите два круга.  Закроем в учебнике круглые помидоры кругами.

  - Поднимите два овала.   Овальные помидоры закроем  овалами 

 

 

            5 . Физкультминутка.

       Гимнастика для глаз

      Вдох – взор медленно движется вправо, выдох –влево(5 раз).

      Вдох - взор медленно движется вверх, выдох – вниз(5 раз).

      Крепко зажмурить глаза – расслабить, широко открыть(2 раза).

 

6. Игра «Овощной магазин», в ходе которой уточняются знания о внешних признаках овощей 

 

     - Я уже говорила, что помидор – овощ необычный: помидоры бывают разной формы.

     -  А еще помидоры бывают разного цвета – не только красного. Какого? Сейчас узнаете.

     -  Я  для вас  открываю  овощной  магазин. Он называется «СЕНЬОР ПОМИДОР». (На доске помещается вывеска).        В нем вы сможете купить самые разные помидоры.

      - Но магазин этот не обычный, он особенный, загадочный. Покупателям в этом 

       магазине нужны не деньги, а ум, смекалка, сообразительность.   Овощи    за деньги не 

       продаются: их цена – отгадка загадки.

  -     Итак, прошу первого покупателя посетить мой магазин. (Учитель  ставит на стол  

       заранее подготовленную корзину с помидорами разной формы, величины и цвета  

      (красного, желтого, оранжевого) .  Корзина закрыта салфеткой. Ученик отгадывает

      загадку (при затруднении его выручают товарищи или учитель), получает помидор,

      ощупывает его, называет форму, цвет).

 

Загадки

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Крепкие, зеленые,

Хороши соленые.

(огурцы)

 

Как на нашей грядке

Выросла загадка-

Характер гадкий:

Куда ни придет,

Всех до слез доведет.

(лук)

 

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(морковь)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок,

Врос в землю крепко.

Что же это? …

(репка)

 

Сто одежек,

И все без застежек.

(капуста)

7.  Практическая  работа

 

 - Что вы принесли  из магазина?

  - Покажите друг другу свои покупки.

  - Одинакового цвета ваши помидоры или разного?

  - Какого цвета помидор у Сережи? (учитель следит, чтобы ребенок правильно 

   употреблял словосочетание  прил. + сущ. в род. пад. в составе предложения; н-р, у

  меня помидор желтого цвета).

 -  У меня в корзине остался еще один помидор (достает, показывает).

   Какого он цвета? (зеленого)    Как вы думаете, почему он зеленый? Можно ли его есть?

-   Правильно, нельзя, он еще не дозрел.

  - Мы положим его на окошко и понаблюдаем, что произойдет с ним через неделю.

 -  А форма ваших помидоров одинаковая?

   -Разрешите своему соседу подержать вашу покупку в руке. Ощупайте пальцами  

   помидор, погладьте его

  - Какие помидоры на ощупь: гладкие или шершавые?

   -Помидор какой формы в руке у Лиды?

   -У кого большие помидоры? Покажите. А у кого маленькие?

   (учитель обращает внимание, чтобы при ответе ребенок употреблял словосочетание  

   прил. + сущ. )

   -Что нужно сделать с овощами, прежде чем  употребить в пищу? (вымыть)

-   Давайте вымоем наши помидоры. Теперь каждый положит помидор на свою 

   тарелочку.

   -Что вы положили на тарелочку?

   -Прежде, чем есть,  посмотрим, что в середине помидора.

   (учитель разрезает помидоры пополам,  обращает внимание на мякоть такого же  

   цвета, как кожица, желтые семена, сок)

 

 

    Оценивание вкусовых качеств  овоща

 

- А теперь можно пробовать.  Приятного аппетита! 

- Помидоры вкусные?  Какие помидоры на вкус?

- У кого   сладкие помидоры?

 

 

4.     Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Учащимся раздаются карточки, на каждой из которых  изображены контуры  трёх овощей и одного фрукта (карточки разные). Каждому  нужно определить, какой рисунок на карточке лишний и почему. Затем детям дается задание раскрасить только овощи, а фрукты не раскрашивать. После того, как дети справятся с заданием, учитель одобряет их работу и предлагает  показать друг другу свои карточки и определить, какой овощ есть на всех карточках, без исключения (это помидор). Учитель спрашивает, почему  это именно помидор, дети предлагают свои варианты ответа. Учитель обобщает, что помидор был главным героем урока.

  

 5.     Подведение итогов урока. Рефлексия

 

-Ребята, чему  мы посвятили сегодняшний урок?

- Какой овощ попробовали на вкус?

-А как он выглядит? Какой формы, цвета бывает?

После ответов учащихся учитель благодарит детей за хорошую активную работу на уроке, просит передать выражением лица, каким стало у каждого настроение к концу урока.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Планы уроков | Добавил: zavanm (22.04.2012)
Просмотров: 3881 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz