Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 23:26

Сайт учителя Ковшар Ирины Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Планы уроков [3]
В данном разделе содержатся планы уроков, проведенных по программе школы VIII вида
Внеклассная работа [2]
В данном разделе представлены материалы для проведения классных часов, общешкольных праздников и т. п.
Дидактические материалы [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Планы уроков

Конспект урока внеклассного чтения

План-конспект

урока чтения и развития речи

Вид школы: специальная (коррекционная)  школа VIII вида

Тема:  русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цель:  

знакомство с русской народной сказкой «Петушок-золотой гребешок»;  развитие устойчивого интереса учащихся к книгам как источнику знаний и социального опыта.

Задачи:

 Дидактическая: 

Ø  ознакомление учащихся с содержанием сказки;

Ø  формирование читательских и речевых умений;

Коррекционная:

Ø  коррекция артикуляции.

Развивающая:

Ø  совершенствование  навыка сознательного, правильного, интонационного  чтения;

Ø  развитие речевой деятельности, мыслительных операций.

Воспитательная:

Ø  воспитание учебной мотивации;

Ø  воспитание нравственных качеств: чувства товарищества, дружбы,  взаимовыручки.

 

Ход урока

 

I.                   Приветствие.  Организация класса для работы

Учитель:

-Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас, дети!

С добрым утром, с ясным днём!

Я  надеюсь: интересно

Мы урок наш проведём.

Вы  друг другу улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

 

II. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся

1.      Работа с загадками. Фонетические упражнения.

(Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Приходи, сказка»)

Учитель:

- Сегодня у нас очередная    встреча с книгой.  К нам на урок снова  пришла книга, но не простая, а волшебная. (Демонстрация учащимся шкатулки,  оформленной дизайнерами как книга сказок.)

-Как вы думаете, что живет  в этой книге?

Дети:

- Сказки.

-Да, в ней живут сказки. Это книга сказок.

-Хотите узнать, какие сказочные герои в ней живут?

Дети:

- Хотим.

Учитель:

-Чтобы это узнать, отгадайте загадки

Сама пестрая, 
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(волк)

- А как волк рычит? 

( хоровое проговаривание звука [р] )

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(лиса)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)

-А как блеет баран?

(Проговаривание слога  [б'э ])

Работа с чистоговоркой:

Был у бабушки баран, 

Бил он бойко в барабан.

2.      Слово учителя о русской народной сказке

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг)

-Рассмотрели ли вы книги, которые выставлены у доски? Какие это книги? 

Иллюстрации  в этих книгах выполнены  известными русскими художниками-иллюстраторами: Ю. А. Васнецовым, Н.Г. Афанасьевым, Е. М.   Рачевым и др.  Действительно, можно сказать, что  «у книги два автора. Один из них – писатель, другой – художник» (С. Я. Маршак).

Народом создано столько красивых и мудрых сказок! Среди них сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. Сказки о животных – самые древние. В них нет особого волшебства, но их герои-животные, наделенные человеческими характерами.

            Что объединяет все   сказки, представленные на нашей книжной выставке?

Дети:

- Это все сказки о животных

3. Словарная работа

            Учитель:

- У нас на выставке представлена книга «Лиса и дрозд». Что вы знаете об этой птице? Как она выглядит? Какого она размера?

(Демонстрация изображения дрозда)

III.      Постановка цели урока

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой,  одним из героев которой тоже является  дрозд. Сказка эта называется «Петушок золотой гребешок».   Мы познакомимся с характерами персонажей  этой сказки, подумаем над тем, чему нас учит эта сказка.  Продолжим  работу над выразительным чтением.

 

 

I.                   Изучение нового материала

(Цель: обеспечение целостного  восприятия  текста сказки «Петушок- золотой гребешок», развитие навыка элементарного анализа текста, совершенствование навыка  чтения)

 

1.      Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

            Учитель:

- Как вы думаете, о чем эта книга расскажет, если ее прочесть? Почему вы так думаете?

Что написано на обложке книги?  На обложке книги написан ее автор? Почему?

В этой книге помещена одна сказка или это сборник сказок?

2.  Чтение текста учителем

3.  Эмоционально-оценочная беседа

Учитель:

- Почему сказка называется «Петушок-золотой гребешок»?

Дети:

- Потому, что главный герой сказки – петушок

Учитель:

- Кто ещё является персонажем сказки?

Дети:

- Кот, дрозд, лиса.

Учитель:

- Почему лисе удавалось несколько раз похитить петушка?

Дети:

- Лиса была хитрая, льстивая, петушок – доверчивый, непослушный.

Учитель:

 - На сколько частей можно разделить сказку?

Дети:

- На три части

5.  Физминутка      (выполняется под сопровождение мелодии русской народной песни «По малину в сад пойдём»; за основу взята разработка с сайта  http://www.moi-detsad.ru/zanatia574.html)

 

Жили Котик (растопырить пальцы)
 с Петушком (махи руками)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(круг головой)
Подкралась к избушке
(сделать руками крышу).
Утащила Петушка
За высоки горы
(потянуться  на носочках),
Утащила Петушка
В свою лисью нору
(присесть).
Дрозд и котик в лес пошли
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашли
(присесть).
Кот и дрозд спасли дружка -
(погладить макушку)
Петю-Петю-Петушка
(махи руками).

6. Жужжащее чтение   

7. Лексико–орфоэпическая работа

Учитель:

-Значение каких слов вам показалось непонятным? 

 Поняли ли вы,  что означает слово  «домовничать»? Почитайте предложение с этим словом.  Подберите слова близкие по смыслу  слову «домовничать».

Дети:

- Работать дома.

Учитель:

- ДомовнИчать- находиться дома для присмотра за хозяйством во время отсутствия других (записывает слово на доске).

 Понятно ли вам было слово «проведала»?  ПровЕдала – узнала

(Запись этих слов на доске. Хоровое чтение слов «домовничать», проведала».)

8.                  Чтение учащимися текста по частям. Работа над осмыслением содержания.

Учитель:

- Какими словами обычно начинаются сказки?

Дети:

- Жили – были.

Учитель:

- Эта часть сказки называется  «зачин».   Кто желает выразительно прочитать зачин сказки «Петушок – золотой гребешок»?

(Чтение учеником  зачина)

Учитель:

- Что происходит в этой сказке сразу после зачина?   Прочитайте 1 часть сказки.

(Ученик читает вслух первую часть сказки.)

Учитель:

- Почему лисе удалось унести петушка?  Что стало с петушком?  Кто его спас?  Пошёл ли на пользу петушку полученный урок, как вы думаете? Подтвердите с помощью текста свою мысль

            (Ученик вслух  читает 2 часть сказки.)

            Учитель:

-Сравните поведение петушка в первой части и во второй.  Сразу ли петушок выглянул  после того, как лиса пропела песенку?   Давайте перейдём к прочтению следующей  (3) части сказки.

(Несколько учеников по цепочке  вслух  читают 3 часть сказки )

Учитель:

-Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд? Каким способом они спасли петушка?

9.  Физминутка.  Гимнастика для глаз. 

(Выполняется под запись звуков   леса, пения  птиц,  журчания ручья) 

Вот домик (посмотреть на кончик носа).  Домик  стоит высоко на холме (глаза - вверх), а внизу бежит ручеек  (глаза – вниз), высоко в небе светит солнце (глаза - вверх), а внизу зеленеет трава (глаза – вниз),   высоко в небе летают птицы (глаза - вверх), а внизу (глаза – вниз), в траве,  прыгают кузнечики.

            От домика бежит тропинка, петляя то вправо, то влево, то вправо, то влево, то вправо, то влево (движение глаз вправо-влево). Тропинка бежит далеко (посмотреть на доску), а домик близко (посмотреть на кончик носа), дремучий лес далеко  (посмотреть на доску), а полянка близко (посмотреть на кончик носа). Солнце светит так ярко, что глаза зажмуриваются, солнце спряталось за облако, и глаза широко открылись.

10.               Работа с иллюстративным материалом

Учитель:

-Обратите внимание на иллюстрации, помещенные  в этой книге. Они вам понравились? Какая иллюстрация - больше всего?

Найдите на титульном листе,  кто является  художником – оформителем -этой книги. Рассмотрите рисунок Е. Рачёва, помещённый в книге на странице 13. Перечислите изображённых на картинке героев сказки. Как художник изобразил жилище лисы? Что делает кот? Как называется инструмент,  на котором играет кот?

11.  Словарная работа

Учитель:

-Гусли - старинный русский струнный инструмент; древние сказители рассказывали сказки под  сопровождение гуслей. Такой момент и изображён на картине художника Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры» (демонстрация репродукции картины).

(Запись слов «гусли»на доске.)

-Какие ещё народные струнные музыкальные инструменты вы знаете?

(Учитель демонстрирует балалайку, домру.)

12.  Работа над интонационным чтением

            Учитель:

-Вспомните,  какой была песня лисы? С какими словами и с какой интонацией  обращалась лиса к петушку? Для чего она так пела? 

Посмотрите фрагмент мультфильма «Петушок-золотой гребешок» и послушайте, каким голосом выманивала  лиса  петушка.

 Одинаковым ли тоном нужно читать слова за лису, петуха, кота? Как нужно читать – быстро или  медленно, громко или тихо -  слова лисы, петушка?

Найдите в тексте песенку лисы,  которую она пела в первый раз. Прочитайте вслух, подражая голосу лисы, ее обращение к петушку.

(Интонационное чтение.)

 А как звал на помощь товарищей петушок? Прочитайте так, чтобы выразить  голосом страх  петушка.

(Интонационное чтение.)

13. Творческий пересказ

(Наиболее успевающий  ученик  из первой группы (по классификации В.В.Воронковой) пересказывает первую часть сказки от лица лисы, после предварительной подготовки)

 

V. Формулирование выводов

Учитель:

-Чем же закончилась сказка? Благодаря чему петушок был спасен?  Чему учит нас эта сказка?

(- Верные друзья — кот и дрозд — выручили петушка  из беды,  помогли смекалка, дружба, взаимовыручка, готовность за­щищать слабого.  Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.)

-Как вы думаете, а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны?

VI. Задание на дом

(Цель: дать  задание для самостоятельного  закрепления пройденного материала)

Первой  группе  по классификации В.Воронковой выучить песенку лисы из третьей части сказки либо песенку кота,

второй группе  - песенку лисы  из второй части,

 третьей группе  - песенку  лисы из первой части,

четвёртой группе -  призыв петушка о помощи.

VII. Рефлексия

            Учитель:

(Демонстрирует учащимся изображение петушка, хвост которого почти полностью отсутствует.)

- Ребята посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки.  Чего у него нет? (хвоста) А почему?

- Давайте ему поможем -  дорисуем хвост: кому понравился наш урок – нарисует яркие перья: жёлтые, оранжевые, красные, зелёный, синие. А кому не очень понравилось – пусть нарисует перья серые, коричневые.

(Дети по очереди выходят к доске и раскрашивают разноцветными  фломастерами хвост петуха.)

- Наш урок подошел к концу. Мы скажем сказке «До свидания».

- Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен.

Категория: Планы уроков | Добавил: zavanm (07.05.2012)
Просмотров: 7719 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz